среда, 7 мая 2014 г.

Урок 06. Глава 4. Конец света (мира) (Джонатан Вэлтон. Невосхищенные)


Глава 4
Конец света (мира)


В Матфея 24 главе мы обнаружили, что ученики задали Иисусу три вопроса: "Скажи нам,” спросили они, " когда это будет? И каким будет знак, по которому мы узнаем о Твоем возвращении и о конце этого мира?”(Мф. 24:3).

Как мы видели в предыдущей главе, В Матфея 24 Иисус пророчествовал в точности то, что имело место в 70 г. в событиях разрушения Иерусалима и Храма. Но ответил ли Иисус на другие два вопроса: " каким будет знак, по которому мы узнаем о Твоем возвращении и о конце этого мира?” Перед тем, как мы сможем понять ответы, которые Иисус дал, мы должны быть уверены, что мы понимаем все три вопроса.


Вопрос # 1: "Когда это произойдет?”

Этот вопрос ясным образом связан с тем, что Иисус только что говорил о разрушении Храма и разорении Иерусалима. Поскольку мы уже останавливались на этом в предыдущей главе, я сфокусируюсь больше на втором и третьем вопросах.


Вопрос # 2: "каким будет знак, по которому мы узнаем о Твоем возвращении”

Автоматическая, как коленный рефлекс, реакция – это подумать, что ученики спрашивали о Втором Пришествии Иисуса. Но если мы сделаем шаг назад, и на момент задумаемся, мы вспомним, что ученики не имели представления, что Иисус был близок к смерти и воскресению. Нереалистично думать, что они спрашивали Иисуса о Его Втором Пришествии, которое будет тысячи лет спустя. Они все еще были в шоке от того, что Иисус выругал фарисеев; они не спрашивали Иисуса вдруг о Его Втором Пришествии, но о чем-то еще, очень похожем и очень тесно связанным с первым вопросом.

После того, как Иисус детально ответил на их первый вопрос, Он ответил о знамениях Его "пришествия”:

"Тогда появится на небе знак Сына человеческого, и зарыдают в отчаянии все народы земли [буквально народы этой земли], увидев, что Сын человеческий идет на облаках небесных с великой силою и славою”(Мф.24:30).

Имея в виду, что ученики не спрашивали о Втором Пришествии Иисуса, тысячами годами позже, есть более разумное понимание того, о чем они спрашивали на самом деле.
Исследователь Библии Дейвид Чайлтон говорит относительно этого отрывка:
Чтобы понять смысл того, что Иисус говорит в этом отрывке, мы должны понимать Ветхий Завет лучше, чем многие его понимают сегодня. Иисус обращался к аудитории, близко знакомой с самыми туманными деталями литературы Ветхого Завета. Они слышали его, читали и изъясняли несчетное число раз за свою жизнь, и держали в памяти длинные Его отрывки. Библейские картины и формы выражений формировали их культуру, окружение и язык с раннего детства, и это было истиной для целых поколений. Факт тот, что когда Иисус говорил своим ученикам о падении Иерусалима, Он использовал пророческий словарь. Это был "язык” пророчеств, мгновенно распознаваемый теми, кто был знаком с Ветхим Заветом. [David Chilton, The Great Tribulation (Fort Worth, TX: Dominion Press, 1987), 17-18.]

Зная еврейскую культуру, Иисус отвечал, что они узрят "СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГРЯДУЩЕГО НА ОБЛАКАХ НЕБЕСНЫХ с силою и великой славой” (Мф.24:30). Повсюду в Ветхом Завете, когда Бог собирался принести разрушение на город или нацию, говорилось, что Он "идет на облаках небесных”. В иудейской культуре, фраза "знамение твоего пришествия” мало имеет общего с географическим местом и прибытием туда. Это понималось, как "придти с судом над городом или нацией”, как мы увидим в следующих стихах.

Каждый из следующих отрывков исполнился через разрушение города или нации в Ветхом Завете:

"10 Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак {темные облака} под ногами Его.
11 И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные”(Пс.17:10-13).

"2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра”(Пс.103:2-3).

"Пророчество о Египте. - Вот, Господь воссядет на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем”(Ис.19:1).

"1 Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -
2 день тьмы {день облаков} и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов” (Иоиль 2:1-2).

"14 Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!
15 День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака {облаков} и мглы”(Соф.1:14-15).

"Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако {облака} - пыль от ног Его”(Наум 1:3).
{в фигурных скобках перевод из аглийской Новой Интернациональной Версии Библии – NIV, прим.переводч.}

Сейчас, когда мы имеем немного больше понимания древнееврейского культурного контекста, мы можем понять, что:
1.) ученики спрашивали, когда Иисус "придет” с судом над Иерусалимом, и
2.) Иисус отвечал многими знамениями, которые приводят к стиху 30, где Он в конечном итоге "придет на облаках” и принесет суд.


Вопрос # 3: "Как насчет конца века?"

Будучи современным читателем, здесь легко перескочить к заключению, что теперь то ученики спрашивают о конце века. Однако, нет разумного объяснения тому, почему бы они вдруг спросили об этом, будучи еще в шоке от того, как Иисус выругал фарисеев и провозгласил разрушение Храма. Это просто не логично, по контексту, чтобы они внезапно поменяли тему на середине фразы, чтобы спросить о чем-то, совершенно с этой фразой несвязанном. Поэтому, подходит лишь объяснение, что ученики по-прежнему задавали вопросы близкие к предыдущим мыслям. Когда они спрашивали о "конце века, ” они не спрашивали о конце света (мира).

Это просто подтверждается, если смотрим на оригинальный язык. По-гречески, слово мир – космос (kosmos), тогда как слово век – аион (aion). Ученики спрашивали Иисуса  о конце aion. Они не спрашивали о конце kosmos.

Итак, если они не спрашивали о конце мира, о чем тогда они спрашивали Иисуса? Это ясно из контекста, что Иисус собирался придти и принести разрушение Иерусалиму и Храму; поэтому, если Храм был бы разрушен, это означало бы конец жертвоприношениям. Нет Храма, нет больше жертвоприношений, что означало бы, что нет больше священства и ритуалов. Это было бы концом века, как мы можем это назвать, концом эры. Ученики спрашивали, когда произойдет конец Века Моисея, о чем Иисус только что произнес пророчество.

Повсюду в Новом Завете говорится о конце Века Моисея, который подходил к концу, но там очень мало сказано о конце всего мира. Понимая, что израильтяне жили как избранные люди с эксклюзивным доступом к Богу примерно 4,000 лет, мы можем понять, что это было бы единственное величайшее событие, когда-либо случавшееся в национальной истории. Также интересно отметить, что только Иисус был пророком, пророчествующим, что Он собирается придти на облаках, чтобы разрушить Иерусалим, и что Век Моисея близок к концу. Для сравнения, все лжепророки заявляли, что они пришли спасти Израиль от власти Рима.

Поскольку многие научены, что Иисус говорил о конце мира, понимание многих других стихов было также искажено. Через понимание, что ученики спрашивали об окончании Века Моисея, мы можем ясно понять многие стихи, повсеместно рассеянные по Новому Завету. Эти стихи относятся к концу Века Моисея и разрушению 70 года; они не об окончании мира. Например:

"не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий”(Мф.10:23).

"отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных”(Мф.26:64).

"наступил уже час пробудиться нам от сна... Ночь прошла, а день приблизился”(Рим.13:11-12).

"ибо проходит образ мира сего”(1Кор.7:31).

"описано в наставление нам, достигшим последних веков”(1Кор.10:11).

"Господь близко”(Фил.4:5)

"пришествие Господне приближается... вот, Судия стоит у дверей”(Иак.5:8-9).

"Впрочем близок всему конец”(1Петра 4:7).

"Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.”(1Иоа.2:18).

Это истина, что Иисус возвратится в телесной форме воскресить мертвых и принести финальный суд. Однако, большинство языковых выражений о "конце века” использованных в Новом Завете связаны с наибольшим событием в иудейской истории – которое тогда было на пороге. Иудеи первого столетия не были сфокусированы на конце планеты; это современная мания, которая почти с ними не связана.


Конец века

Чтобы доказать это, давайте взглянем на другие стихи, говорящие о конце века, и из них отберем истину о том, что эти стихи значили для Христиан первого столетия.

Знаменитые слова Иисуса в Матфея 28 главе являются одним из наиболее известных отрывков о конце времен: " уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века”(Мф. 28:20). В этой ссылке на "конец века”, Иисус не говорил, что Он будет с ними только до 70 г. Он уточнил, что будет с ними всегда. Но ученики первого столетия не фокусировались бы на том, будет ли Иисус со своими последователями 2000-ми лет позднее. Они бы больше фокусировались на том, будет ли Иисус с ними, когда придет конец века, поскольку описание Иисусом в Мф.24 главе конца века было довольно пугающим.

Другая интересная и связанная с этим цитата от Иисуса находится в Мф.12 главе.

"если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем”(Мф.12:32).

Этот стих привлекателен, поскольку Иисус говорил это в Век Моисея, говоря, что хула на Духа Святого не простится ни в Веке Моисея ни в веке приходящем – Веке Царствия, в котором мы сейчас живем.

Иисус также сказал притчу о конце века, которую многие неверно интерпретируют, как притчу о конце мира.

"24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою”(Мф.13:24-30).

Когда Иисус поделился этой притчей, сконфуженные ученики попросили объяснить ее им. Теперь, когда мы имеем контекст, давайте разберем объяснение притчи Иисусом.

"36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов” (Мф. 13:36-42).

Ясно, глядя на оригинальные манускрипты, что конец века (aion) ссылается на конец Века Моисея, не на конец планеты Земля. Но, при поверхностном прочтении этого отрывка, легко придти к заключению, что здесь говорится о Последнем Суде.

Если мы взглянем поближе, однако, мы можем увидеть, что фраза печь огненная это не ссылка на обычные выражения, которыми описывается вечное наказание, такие как:
o       Геенна
o       Шеол
o       Гадес
o       Озеро Огня

Никакое из греческих слов в этом отрывке не указывает на Последний Суд. Здесь говорится не об аде или Последнем Суде.

Иисус описывает печь огненную, как место, где будет плачь и скрежет зубов. Если бы эта притча была бы об аде и Последнем Суде, Иисус бы использовал Свои более обычные выражения, описывающие вечное наказание (такие, как в Мф.18:8,25:46; Иуды 7; 2 Фес. 1:9). Скорее, здесь Иисус просто описывает сопутствующую эмоциональную боль. Это создает ясное разделение между печью огненной и местами вечного наказания, упомянутыми выше. Они суть не одно и тоже.

Будет более здравым рассмотреть этот отрывок в его историческом контексте. При разрушении 70 года, Иерусалим буквально стал великой "печью огненной”, которая сжигала тела тысяч и тысяч как живых, так и мертвых. Иерусалим был поглощен звуками плача и болезненного скрежета зубов в горе – как книга Холфорда, цитированная в предыдущей главе, так живо описала.

Ясно, если бы вы поместили себя в разум Христианина первого столетия, живущего в Израиле, вы бы поняли, что имеете только сорок лет для распространения Евангелия, пока Иисус не придет на облаках разрушить Иерусалим и вам придется бежать в горы. Вы бы использовали в ваших письмах язык, говорящий об этом, как о последнем часе и последних временах, и вы бы говорили такое, например, как, Он стоит у дверей, и Господь близко и день оный наступает. Мы должны сознательно перестать применять к нашему будущему то, что авторы Нового Завета относили к своему времени, периоду между 30-м и 70-м годами.

Много лжедоктрин было создано читая Библию вне исторического и культурного контекста. Два ясных примера, на которые мы посмотрим дальше являются ошибочными ожиданиями отступничества Церкви и пришествия лжеучителей.


Отступничество

Одно основное лжеучение, ныне существующее, есть концепция о будущей "падшей отступнической церкви.” Некоторые даже пытались поместить  историю Церкви в семь временных периодов и провести аналогию с семью церквями в книге Откровения главах 2 и 3. Эти люди говорят, что современная Церковь  является церковью Лаодикеи, которую Иисус грозился извергнуть из уст Своих. Не только сама концепция глубоко ошибочна, но она также противоречит всему, что Иисус говорил о Росте Его Царствия (см. Мф.13:31-33).

Вот один из стихов, который используется для доказательства данного учения:

"Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели” (2 Фес.2:3).

Этот стих широко используется в последние пятьдесят лет, чтобы заявить, что большинство Церкви не ходит на самом деле с Богом. Те, кто учит этому, говорят, что истинная Церковь есть просто остаток из тех, кто называет себя Церковью. Но является ошибкой, притягивать Ветхозаветную идею остатка в Новый Завет, которому она не принадлежит (я поговорю об этом больше в последующей главе). Итак этот стих не должен использоваться для доказательства этой ложной доктрины. Также, важно отметить, что этот стих относится к мятежной личности, называемой сыном греха, не к отступнической Церкви. Этот стих более понятен в Новой Интернациональной Версии перевода Библии(NIV):

"Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не случится мятеж и не откроется человек беззакония, человек  предназначенный к погибели (2 Фес.2:3; NIV).

Мятеж случился в первом столетии под руководством Иоанна Левия, как мы видели в предыдущей главе. Мы не ищем будущего "отступничества”, которое бы исполнило этот отрывок.


Лжеучителя

Подобно идее об отступнической Церкви, верование, что множество лжеучителей будет перед возвращением Христа. Это создало великое оправдание тыканью пальцами в Теле Христа и возбуждает подозрения и вселяющую страх позицию по отношению к другим. Как вы можете догадаться, стихи, используемые для подтверждения этого учения были фактически ссылкой на время, предшествующее 70 году, не к нашему времени. Например:

"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням” (2 Тим.4:3-4).

"Здравой доктриной” было бы то, что суд приходит на Иерусалим, но "слуху, жаждущему лести” хочется слушать лжепророков и учителей, провозглашающих Божью охрану от разрушения. Это предоставило сцену множеству лжепророков, восставших между 30 – 70 годами. Теперь посмотрим на этот стих:

"Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” (1 Тим.4:1).

Эти последние времена, на которые Павел ссылается, были не 2000 годами позднее. Это была ссылка на лжепророков и лжеучителей первого столетия (то же истинно для 2 Тим.3). Мы должны сделать выбор интерпретировать Писания корректно и не притягивать стихи из их предназначенного контекста для удовлетворения наших персональных нужд.

Вот еще один отрывок, который многими неверно понимается:

"Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних” (Амос 8:11).

Это не Новозаветное пророчество. Это исполнилось на протяжении 400 лет между концом Ветхого Завета и началом нового Завета, когда не было записанного произнесенного слова от Бога.

Сейчас посмотрите на эти два отрывка, первый от апостола Павла и второй от Иисуса:

" 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем [не 2000 годами позже], войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас” (Деян.20:29-31).

" 7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? (Разве Бог не сделает так, чтобы свершилось правосудие для избранников Его, которые взывают к Нему денно и нощно? Разве будет Он медлить с ответом? – Современный перевод)
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Говорю вам, суд Его будет правым и скорым. Но найдет ли Сын человеческий, когда вернется, такую веру на земле? – перевод Радостная весть)”(Лк.18:7-8).

Разве будет Он медлить с ответом? Нет, Иисус не будет. Суд Его будет правым и скорым.
Помните, что слово "придет, вернется” – ссылка на разрушение Иерусалима  в первом столетии, не на события 2000 годами позже. Это совершенным образом исполнилось; они получили суд правый и скорый!


Основные мысли четвертой главы


Ø Нет разделения в трех вопросах, которые были заданы Иисусу учениками.

Ø Нет разделения в ответах, которые Иисус дал Своим ученикам.

Ø Когда Новый Завет упоминает конец века, это ссылка на конец Века Моисея, не конец света.

Ø Идея о семи периодах церкви, соответствующих семи церквям из Откровения не имеет под собой основы.

Ø Царство Бога растет, и мы не ожидаем будущего "отступничества” Церкви.

Ø Отрывки, говорящие о лжеучителях, учения и пророках все исполнились в первом столетии. Они не имеют пророческой важности для современности, хотя имеют практическую важность. Мы все еще должны использовать различение относительно учений и судить по плодам, но мы не ожидаем будущего отступничества.